Ритейлер Delhaize Serbia собирается перевести на природные хладагенты: 300 супермаркетов — на CO2 и 150 магазинов у дома — на R290.
Стремясь повлиять на сербский рынок отопления, вентиляции, охлаждения и кондиционирования воздуха, Delhaize Serbia с ноября 2018 года переводит свои супермаркеты на технологию CO2, став первым розничным продавцом в стране, который, по словам Duško Pantovic, специалиста по техническим установкам в Delhaize Serbia.
«Наша цель — улучшить охлаждение и установить стандарт, который показывает другим конкурентам на сербском рынке, по какому пути они должны идти», — говорит Duško Pantovic. Об этом говорилось во время дискуссии с конечными пользователями в ATMOsphere Europe в Варшаве, Польша, 17 октября.
С прошлого года Delhaize Serbia переоборудовала пять существующих магазинов, применив технологию CO2, а также добавила три новых супермаркета на CO2. План состоит в том, чтобы в конечном итоге перевести все 300 супермаркетов на CO2. «Мы думаем, что за первые два-три года мы сможем обновить максимум 10-15 магазинов в год», — резюмирует Duško Pantovic. «После этого, я надеюсь, мы сделаем гораздо больше. Мы устанавливаем стандарты, наш план предусматривает перевод 30 — 40 магазинов в год, используя транскритическую систему CO2».
Однако не все магазины Delhaize Serbia подходят для CO2; у ритейлера также есть около 150 небольших магазинов под брендом Shop&Go. Планируется использовать для этих магазинов автономные агрегатные блоки на R290 с воздушным охлаждением.
Delhaize Serbia прекратила использование хладагента R404А во всех новых установках в 2015 году. Для некоторых магазинов вместо этого использовались хладагенты R448A и R449A, но, по его словам, «это всего лишь переходный период, и теперь мы готовы внедрить эту новую технологию. Наше постоянное решение — это CO2».
Начальная стоимость системы CO2 в Сербии на 35-40% выше, чем у традиционной системы, поделился Duško Pantovic проблемами, с которыми столкнулась Delhaize в своем стремлении трансформировать коммерческое охлаждение в Сербии. В стране нет законодательства, обязывающего или поощряющего розничных торговцев использовать природные хладагенты. «У нас нет свободных денежных средств; на нас не налагают никакие штрафы; у нас просто есть добрая воля и наши обязанности», — сказал Duško Pantovic.
Дальнейшие проблемы для пионеров натурального хладагента в Сербии включают нехватку знаний и запасных частей для быстрой доставки — ближайшие поставщики находятся в Венгрии и Австрии. «Другая проблема заключается в том, что цена на хладагент R404 равна цене на CO2», — считает Duško Pantovic.
Преодоление этих проблем потребовало тяжелой работы и множества расчетов, чтобы мотивировать переход на натуральные хладагенты — с учетом затрат на техническое обслуживание и экономию энергии. Сменив холодильное оборудование на новое, потребление энергии выросло с 45% от общей потребляемой энергии, до 29%.
Тем не менее, стоимость является большой проблемой. «По нашим расчетам для возврата инвестиций понадобится почти семь лет», — сказал Duško Pantovic.
Несмотря на эти проблемы, Duško Pantovic и его коллеги стремятся перейти на природные хладагенты. «Мы являемся компанией с корпоративной и социальной ответственностью», — сказал он. «Мы будем следить за развитием всей компании Delhaize и улучшать нашу технологию охлаждения».
по материалам hydrocarbons21.com