На протяжении довольно жаркого лета этого года положение продуктового ритейла на рынке России оставалось напряженным. Сегодняшний рост большинства сетей, как известно, связан с их расширением, но это процесс не бесконечный, поэтому необходимо задуматься и о снижении издержек, в частности, энергозатрат. В данной ситуации весьма показателен пример европейских стран, у которых есть чему поучиться. По озвученной в прессе информации, миллион супермаркетов Германии, например, за год потребляют около тераватт-часов электроэнергии, в Италии — 8,2, в Испании — 6,8, в Норвегии — 1,5. Тем временем от 30 до 70% — потребление систем охлаждения, а 15–25% — подогрев, вентиляция и кондиционирование.
Пытаясь сократить энергопотребление зарубежные ритейлеры, изобретают всевозможные схемы, которые на практике позволяют значительно экономить. Например, два десятка супермаркетов Дании, договорившись, пришли к соглашению с муниципальной службой теплоснабжения, чтобы утилизировать тепло, выделяемое холодильными установками их супермаркетов, отдавая его на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых кварталов. Для многих российских городов данный опыт мог быть весьма полезен, учитывая суровые погодные условия во многих регионах в зимний период.
Максим Высоцкий, руководитель направления «Торговый холод» компании Danfoss, уверен, что лучшим решением для экономии электороэнергии будет применение систем непрерывного мониторинга и динамической оптимизации режимов работы всего комплекса оборудования. Ведь это позволит обнаружить излишки тепла и энергопотери, возникающие в магазине под влиянием внешних факторов. В качестве примера он привел уже доступный ритейлерам в России онлайн-сервис Retail Care, который раз и был создан в качестве внешнего решения для мониторинга и диспетчеризации работы холодильного оборудования. Полученные с холодильных агрегатов данные с помощью системы мониторинга ADAP-KOOL анализируются. Датчики системы совместимы фактически с любым магазинным оборудованием: выносными холодильными установками, витринами, холодильниками, системами центрального холодоснабжения и т.д. В данном случае размеры предприятия не имеют значения, это может работать как и в маленьком магазине, так и в огромном гипермаркете.
В реальном времени система собирает и компонует данные о режимах работы и загрузке оборудования для дальнейшей передачи их в центр контроля Retail Care и формирования рекомендаций по оптимизации энергопотребления. Что важно, оборудование вполне может работать и автономно, не подключаясь к онлайн-сервису. В таком случае оно настраивается в соответствии с индивидуальными техническими условиями и/или отраслевыми стандартами, а мониторинг осуществляется из любого места, например, из головного офиса торговой сети. Именно полная автоматизация всех систем: вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения супермаркета, делает возможным экономию до 30% всей потребляемой электроэнергии ежегодно.
по материалам danfoss.ru