Компрессор холодильной установки любого производителя не производится по стандартному шаблону из года в год. Развитие технологий холодопроизводства требует, чтобы появлялись новые модели компрессоров, не только учитывая холодопроизводительность компрессора и удельное энергопотребление (энергосбережение), но и учитывая в работе новые виды хладагентов, которые являются экологически безопасными.
Компрессоры холодильных машин, традиционные и популярные, модели, наиболее полюбившиеся потребителям рано или поздно «морально» устаревают и снимаются с производства. Новые модельные ряды компрессоров не всегда на 100% совпадают по техническим характеристикам, которые заявляют производители компрессоров, со своими предшественниками и, чтобы осуществить правильный расчет и подбор компрессора и заменить компрессор, вышедший из строя, сломавшийся, совершенно недостаточно простого совпадения или похожести буквенно-цифрового названия.
Новые разработки, расчет холодильных циклов, ориентирование на производительность компрессора и его непосредственное производство просто не предусматривают того, чтобы компрессорно-конденсаторный агрегат работал с «экологически-устаревшими» хладагентами, или хладагентами с ограниченным сроком использования (см. Монреальский протокол и Кигалийскую поправку к нему).
Но холодильное оборудование, использующее «ограниченные» хладагенты, ещё вполне работоспособно, и не заслуживает по «экономическим соображениям» списания и утилизации. Поэтому при поломках необходима замена компрессора и поиск запасных компонентов и узлов, чтобы осуществить ремонт холодильных установок, ремонт агрегатов, либо кондиционерной техники.
При необходимости замены либо устранения неисправности компрессора, работавшего с хладагентом R22, многие специалисты-холодильщики испытывают обоснованную неуверенность и необоснованный страх: «как бы чего не вышло».
Это вызвано тем, что на сегодняшний день холодильный компрессор на фреоне R22 становится раритетным, и их становится все меньше на холодильном рынке, а аналоги компрессоров по стоимости гораздо выше идентичных по холодопроизводительности, но предназначенных для разрешённых к широкому использованию хладагентов.
Компании поставщики в таких случаях предлагают устанавливать аналогичный по производительности современный компрессор фреоновый, как правило, заправленный синтетическим компрессорным маслом.
Существует несколько путей реализации таких замен неисправных компрессоров на «псевдо-аналоги» или «почти-эквиваленты»:
- перевод всей холодильной машины на работу с новым хладагентом после замены компрессора
- масло для компрессора остается минеральным, предназначенное для работы с хладагентом R22, и перезаправка им нового компрессора в холодильном контуре
Оба способа имеют право на существования, оба вполне доступны для практической реализации профессионально подготовленным специалистам, но первый способ заведомо дороже, так как требует замены дросселирующего устройства (терморегулирующего вентиля или капиллярной трубки).
В отличие от простой замены «один на один», установка аналогичного по производительности, но «не аналогичного» по хладагенту, возможно, и по корпусу, компрессора требует больше времени, и большей тщательности выполнения процедур по очистке холодильного контура от грязевых остатков, когда происходила холодильного компрессора, установленного ранее.
главный инженер Новиков В.В., академический советник Международной Академии Холода