Когда у нас есть холодильная установка (машина, холодильное оборудование) и речь идет о снятии (демонтаже) компрессора, или изъятии его из холодильного контура, то это довольно сложная инженерная задача и, как следствие, выполнение её необходимо осуществлять с тщательным соблюдением нормативов и учитывая правила безопасной эксплуатации холодильных установок.
В первую очередь необходимо обезопасить ремонтный или обслуживающий персонал от возможного неблагоприятного воздействия или поражения электрическим током, то есть все работы по демонтажу холодильного компрессора (или работы, выполняемые при техническом обслуживании) требуется производить на заблаговременно отключенном от электрической сети холодильном оборудовании. Кстати, это требование по «электрической безопасности» точно так же полностью справедливо и для работ, когда устанавливается новый компрессор.
Работа холодильной установки сопровождается большим выделением тепла именно в том месте, где расположен сам холодильный компрессор, что приводит к разогреву корпуса компрессора и нагнетательных трубопроводов. Непосредственные контакты разогретых поверхностей с кожными покровами работающего персонала могут вызвать ожоги различной степени. Кроме того, повышенные температуры могут изменять прочностные характеристики материалов, из которых изготовлены элементы, образующие холодильный контур и терминалы электрических соединений холодильной машины, поэтому перед началом работ необходимо убедиться, что температура подвергаемых ремонтным работам узлов и механизмов достигла приемлемых значений, приблизилась к уровню «комнатной температуры».
Только после «остывания» холодильного оборудования, если оно было включенным непосредственно перед проведением работ, допустимо производить отсоединение питающих проводов от терминала компрессора. Это требование актуально и когда проводится регулярное техническое обслуживание торгового оборудования, холодильного или кондиционерного, во время которого необходимо производить проверку контактных соединений и измерение пусковых и рабочих токов электродвигателя компрессора.
Во вторую очередь никогда не следует забывать, что хладагент находится в трубопроводах холодильного и кондиционерного оборудования под давлением, превышающим номинальное давление воздуха в окружающей нас с вами среде.
В связи с этим, перед тем как начинается замена компрессора, необходимо удалить холодильный агент из корпуса компрессора. Если холодильный компрессор, требующий демонтажа, полностью утратил свою способность перекачивать некоторое количество хладагента, что означает невозможность скачать хладагент в ресивер поршневого компрессора (при его наличии в холодильном контуре), то в соответствии с современными требованиями по соблюдению нормативов по экологической безопасности для удаления из холодильных систем хладагента необходимо использовать специальные станции для сбора хладагента.
При выполнении операций по присоединению станции отбора хладагента к холодильному контуру не следует забывать о мерах элементарной предосторожности по защите кожных покровов рук (перчатки), потому что в момент прикручивания шлангов может произойти утечка хладагента, который находится под давлением в корпусе компрессора и холодильном контуре. В этот момент хладагент, поступая в среду с меньшим давлением, начинает «переиспаряться» (резко теряет температуру), чем может вызвать местное обморожение (ожог холодом).
Процесс отбора хладагента из холодильного оборудования следует производить за несколько циклов, так как часть хладагента в корпусе компрессора растворена в компрессорном масле, и для полного «выкипания» хладагента из масла требуется достаточно большой промежуток времени. Отбор хладагента из компрессора следует считать завершенным, если давление, которое контролирует манометрический коллектор, в корпусе (картере) компрессора перестает увеличиваться после достижения атмосферного уровня и выключении станции отбора хладагента.
Только убедившись в том, что давление внутри компрессора и близлежащих (примыкающих к нему) трубопроводах выровнялось с уровнем атмосферного давления, следует приступать к отсоединению от компрессорных терминалов всасывающего и нагнетающего трубопроводов хладагента.
Примечание: все «освобожденные концы» трубопроводов необходимо изолировать, чтобы избежать попадания излишней влаги и прочих загрязнений вовнутрь холодильного контура, когда проводится ремонт холодильного оборудования. Это же требование относится и к присоединительным терминалам демонтированного компрессора.
Только «освободив» корпус компрессора от питающих и контролирующих электропроводов и соединительных трубопроводов можно приступать непосредственно к демонтажу (снятию) компрессора из холодильной установки, предусмотрительно и соблюдая меры предосторожности при работе по удалению крепежных, амортизирующих и фиксирующих корпус компрессора на раме холодильного агрегата элементов.
Чем меньше повреждений будет нанесено элементам холодильного контура и месту установки демонтируемого холодильного компрессора во время демонтажа компрессора, тем легче будет соблюдать все необходимые нормы и правила по холодильным установкам: монтаж нового компрессора или уже отремонтированного в холодильное или кондиционерное оборудование.
Вышеперечисленные действия и виды работ при демонтаже холодильных компрессоров показывают, что их нельзя доверять случайным людям. Обращайтесь к специалистам, обладающим необходимым инструментом и спецоборудованием, а так же имеющим соответствующий практический опыт и реальные навыки по выполнению ремонтных работ на холодильных установках.