Хладагент R410A и его альтернативные заменители в будущем

    На сегодняшний день идет активная борьба новых альтернативных хладагентов за рынки холодильного оборудования с уже отживающими свое ГФУ-газами с высоким ПГП, в частности, существенно сокращается применение R410A как одного из наиболее доступного хладагента для коммерческих кондиционерных систем. Последние десятилетия он олицетворял оптимальный европейский выбор и выбор других стран мира со времени начала его эксплуатации, середины 90-х годов, призванного заменить фреон R22 c высоким потенциалом ПГП и существенным разрушительным влиянием на озоновый слой планеты. И вот в настоящее время, обретая все большую популярность в развивающихся странах, газ R410A находится в довольно шаткой позиции.

    Хладагенты R404A и R507 имеют очень высокое значение ПГП -3300, тем не менее запрет на их использование касается только маломощных одиночных сплит-систем (с 2025 года) и мобильных систем (с 2020 года), они активно используются в коммерческом холодильном проектировании, несмотря на то, что через несколько лет их практически невозможно будет приобрести на рынках Европы и США, вследствии попадания под запрет. Таким образом, это должно дать «зеленый свет» R410A, но так ли это на самом деле.

    Углеводороды уже в течение достаточного количества лет применяются в качестве замены хладагента R134a в Европе и на других континентах в бытовых холодильниках и небольших коммерческих морозильниках, похожую историю имеют и хладагенты R404A и R507, ставшие очевидным кандидатами на запрет. Сейчас в автомобильных кондиционерах хладагент R134a активно заменяется HFO R1234yf (на примере Германии), что иллюстрирует возможность применения широкого спектра заменителей для авто-приложений как в странах Европы, так и в США. Хладагент R134a имеет ПГП — 1430, тогда как R410A – 2088, разница очевидна, однако по причине отсутствия в текущий момент равноценной замены, которая была бы доступна на мировом рынке для использования в коммерческих холодильных и кондиционерных системах, рабочая жидкость R410A не попадает под запрет.

    Дальневосточные рынки, откликаясь на маркетинговые действия глобальных производителей климатической техники, все активнее применяют новый хладагент R32 (в основном, для малых сплит-систем) и пропан. Но не все так просто. Высокая воспламеняемость данных рабочих веществ затрудняет их использование в связи с наличием огромного количества запрещающих межнациональных и мировых стандартов, действующих применительно ко всему кондиционерному оборудованию. Известно также, что в процессе разработки находятся и другие смеси хладагентов с «умеренной воспламеняемостью», которые в будущем способны составить серьезную конкуренцию R32 в качестве перспективной замены хладагенту R410A.

    В конце лета на Конференции ICR2015 в Японии, был представлен чиллер с воздушным охлаждением, потребляющий новый альтернативный хладагент от производителя Chemours (DuPont) в качестве замены R410A. А также смесь гидрофторолефина и гидрофторуглерода DR-55 расценивается сейчас как альтернатива для применения в компактном и бытовом кондиционерном оборудовании.

    Opteon XL55, широко разрекламированный компанией Chemours, по имеющейся информации называется наиболее подходящим для бытовых холодильников, малых холодильных установок, мини сплит-систем, полупромышленных коммерческих кондиционеров и тп. Имеющий ПГП лишь 676, этот хладагент считается самым наилучшим заменителем R410A, обеспечивающий увеличение энергоэффективности до 5% и способный показывать высокую производительность при высоких внешних температурах. Производитель Chemours уверен, что кондиционерные системы на основе хладагента DR-55 станут доступны в течение одного-двух лет.

    А, например, компания Honeywell занимается разработкой как минимум двух альтернатив хладагенту R410A – L20 и L41. Также производители Arkema и Mexichem активно разрабатывают альтернативы, которые призваны заменить жидкое вещество R410A. Японская компания Asahi Glass, появившаяся на рынке хладагентов в прошлом году, также анонсировала деятельность по созданию альтернативы хладагенту R410A и планирует выйти на рынок с новым продуктом в 2016 году.

    Положение дел с хладагентом R410A существенно не изменится в ближайшее время, но в долгосрочной перспективе, если новые альтернативные хладагенты смогут доказать свою эффективность и надежность, предстоящий запрет в некоторых холодильных сферах будет неизбежен. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в ближайшие 10-15 лет большинство коммерческих холодильных систем, функционирующих на хладагенте R410A, будут совершенно легально присутствовать на рынке и обслуживаться.