Когда приобретается любое холодильное оборудование, каждый Покупатель получает технический паспорт, инструкцию по эксплуатации компрессора, агрегата, холодильной витрины, холодильного шкафа и камеры, и, как минимум устный, инструктаж от Продавца, но умные книжки кладутся в стол бухгалтерии, услышанные рекомендации быстро забываются, и начинается реальная жизнь оборудования, обычно далекая от той, что предусмотрена Изготовителем, стандартами, правилами и т.п.
Самое обидное во всем этом, что возникающие проблемы с холодильным оборудованием у Пользователей и выдвигаемые ими претензии к Продавцам во время гарантийного срока и к обслуживающим организациям в последующий период, повторяются с пугающей одинаковостью и регулярностью из года в год.
В 99% случаев проблемы возникают из-за того что нарушены нормы и правила эксплуатации торгового холодильного оборудования Пользователями:
- охлаждаемые объемы перегружаются хранимой продукцией
- регулярное техническое обслуживание, необходимое даже в гарантийный период, НЕ ПРОВОДИТСЯ
- используются некачественные подводящие электросети
- превышается допустимая температура окружающей среды
- отсутствует необходимая вентиляция в местах, где расположены холодильные агрегаты с воздушным охлаждением
- имеющееся холодильное устройство используется в режимах, не предусмотренных заводами изготовителями
Продавцы продовольственных товаров с удивлением узнают, что холодильные витрины должны использоваться только лишь для кратковременной экспозиции продукции, требующей пониженной температуры хранения, и никак не могут служить «хранилищем». Хотя Правила торговли продовольственными товарами, созданные еще в советские времена, никто не отменял и не упрощал. По окончании работы магазина продукция из витрин должна убираться в холодильные камеры хранения и холодильные шкафы. Витрина же выключается и в ней производится уборка.
Включаться холодильные витрины должны не менее чем за час до выкладки товаров для того, чтобы в охлаждаемом объеме установился требуемый температурный режим. Товары должны поступать предварительно охлажденные из холодильных камер и шкафов, а не «с колес», как часто бывает, в связи с тем, что для перевозки очень редко используется специальный изотермический транспорт. Да и поставщики товаров грешат несоблюдением сохранения требуемой температуры поставляемой продукции.
Нарушение этих требований приводит к повышению нагрузки на компрессор холодильной установки, чрезмерному потреблению электроэнергии, увеличению выделяемого тепла, увеличению необходимого времени, когда происходит непрерывная работа компрессора для достижения установленного температурного режима в витрине, «теплая» продукция заставляет витрину быстрее терять достигнутый холод, уменьшается время отстоя компрессора, ухудшается соотношение цикла «включен/выключен» и далее по кругу. В результате даже самая надежная техника приходит в негодность, часто не выдерживая заявленных производителем гарантийных сроков, не говоря о расчетном времени службы не менее 5…7 лет (среднеевропейский срок обновления холодильного оборудования).
Выкладка продукции в витринах — это отдельная песня: со времен тотального дефицита продуктов неистребимо желание торгующих выставить на показ изобилие предлагаемого товара. В витринах высятся вплоть до светильников «эвересты» колбасы, сосисок и сыров, «берлинскими стенами», благодаря упаковке «тетрапак», выстроена молочная продукция, всего много, все красиво но…, здесь же телефонный звонок на службу сервиса: «В витрине нет холода, портится продукция, спасайте!!!». А дело в том, что при такой выкладке холода быть не может в принципе:
- во-первых: физику не победить – холодный воздух тяжелее теплого, холод вверх не идет сам
- во-вторых: при сплошном завале на экспозиционных поддонах холоду от испарителя витрины идти некуда, нарушается аэродинамика работы витрины
- в-третьих: компрессор работает без отключения, так как по датчику в охлаждаемом объеме «тепло»
- в-четвертых: из-за отсутствия теплообмена некоторое количество хладагента, которое содержат испарители холодильных машин, не испаряется полностью, охлаждает сам себя, конденсируется и поступает в компрессор рефрижератора в виде жидкости
- в-пятых: попытка компрессора прокачать через себя уже жидкий хладагент приводит однозначно к его гибели – нельзя сжать несжимаемое – разрушаются клапаны или даже полностью шатунно-поршневая группа (ШПГ)
- в-шестых: если случай не сильно запущенный, то от повышенной нагрузки на ШПГ выходит из строя электродвигатель компрессора, не выдерживает долговременного перегрева обмоток, что приводит либо к пробою изоляции обмотки на корпус компрессора, либо к межвитковому замыканию, что однозначно выводит компрессор фреоновый из строя
Для исключения многих из перечисленных здесь неприятностей достаточно было бы соблюдать уже упоминавшиеся Правила торговли:
- во всех витринах должен быть указан «уровень холода», выше которого нет охлаждения продукции;
- категорически запрещено загромождать испарители холодильных машин, витрин, выкладывая продукцию;
- продукты должны выкладываться с промежутками, чтобы не препятствовать проходу охлажденного воздуха от испарителя между продуктами к воздухозаборнику, который обычно расположен в носовой части витрины;
- отверстия воздухозаборников должны быть всегда свободны. и т. д.