Механика
Когда перемещается некоторое количество хладагента по холодильным контурам и осуществляется теплообмен между охлаждаемым объемом и «внешней» средой, требуется механическая работа узлов и устройств холодильной установки, то есть любое холодильное устройство содержит в себе движущиеся элементы, которые могут быть так же источниками опасности для пользователей и персонала, который производит техническое обслуживание оборудования, что может привести к несчастным случаям и травмам.
Современный компрессор для холодильника, хоть поршневой холодильный компрессор, хоть роторный, хоть линейный, хоть спиральный компрессор или даже винтовой, движущиеся детали которого не спрятаны внутри самого корпуса, крыльчатки вентилятора конденсатора, вентилятора воздухоохладителя и иных теплообменных устройств, из-за своей функциональной обязанности – обеспечивать необходимый проток воздуха, не могут быть «наглухо» изолированы от охлаждаемых объемов или отсеков агрегата отсеков, а по сути лишь прикрыты защитными решетками.
При работе вентиляторов всегда существует вероятность «несанкционированного» проникновения в область вращения крыльчаток, что может кроме травматизма вызвать поломку крыльчаток, а вследствие чего холодильное оборудование выйдет из строя.
Поэтому создание условий для ограничения вероятности случайного доступа к вентиляторам холодильных установок является необходимой частью, когда создаются холодильные системы или системы кондиционирования воздуха.
Еще немаловажным требованием для безопасной работы вентиляторов является использование их в зоне допустимых технических условий.
Недостаточность производительности вентилятора, кроме перегрева электродвигателя самого вентилятора, приводит к нарушению термо-баланса процессов испарения и конденсации хладагента, то работа холодильной машины приостанавливается в связи с неисправностью.
Даже при правильном выборе производительности вентиляторов, когда происходит работа холодильной установки, возникает естественная потеря производительности из-за загрязнения теплообменных поверхностей конденсаторов или из-за нарастания ледяной корки («снежной шубы») там, где расположены испарители холодильных машин (ламели).
Избыточность производительности вентилятора, кроме перерасхода электроэнергии, так же приводит к «разбалансировке» и появлению неисправностей в холодильных устройствах.
Вышеперечисленные обстоятельства являются неоспоримыми доказательствами того,что необходимо регулярное техническое обслуживание холодильного оборудования и кондиционерной техники, которое должно производиться квалифицированными специалистами, во избежание возникновения случаев травматизма среди эксплуатирующего персонала и обеспечения долговременной работоспособности (создание безопасных условий для машин и механизмов при их работе).
Температура
На «горячей стороне» корпус компрессора и нагнетающий трубопровод хладагента могут разогреваться до 120⁰С. Наличие таких высоких уровней температур на поверхностях металлических изделий невозможно определить зрительно, поэтому при случайных или неосторожных контактах возникают серьезные травмы — ожоги кожных поверхностей различной степени тяжести, требующие серьёзного медицинского вмешательства и долговременного лечения.
На «холодной стороне» холодильных машин на металлических поверхностях холодильных контуров и испарителей присутствуют температуры ниже 0⁰С – это большая вероятность получения обморожения участков кожного покрова при неосторожном контакте и повышенный риск возникновения простудных заболеваний эксплуатирующего персонала от долговременного нахождения в охлаждаемом объеме, особенно когда используются неотключаемые вентилируемые испарители холодильных установок (воздухоохладители испарители).
главный инженер Новиков В.В., академический советник Международной Академии Холода