Холодильный контур в традиционных холодильных машинах состоит из нескольких элементов, одним из основных является конденсатор хладагента.
В названии этого узла, входящего в холодильное оборудование, прямо «зашифрована» физическая функция, которую выполняет конденсатор холодильной машины – конденсация, то есть смена агрегатного состояния хладагента из газообразного на жидкое.
Для осуществления процесса конденсации газообразных веществ необходимо выполнение хотя бы одного из следующих условий:
1) при неизменном давлении газа понизить его температуру, отобрать кинетическую энергию у молекул, образующих газ, «обездвижить» их и вынудить собраться в «капельки росы» при помощи межмолекулярных связей…
2) при неизменной температуре газа повысить его давление, увеличить плотность молекул газа в единице объёма… «обездвижить» их теснотой и вынудить собраться…
При реальных процессах конденсации газов в холодильном оборудовании используют оба эти условия.
Физический процесс повышения давления или сжатия хладагента (газа) приводит к его разогреву.
Физический процесс конденсации хладагента (газа) так же сопровождается выделением теплоты.
Поэтому «главная задача», которую выполняет конденсатор холодильной установки: отобрать тепло у поступающего на вход газообразного хладагента и передать его в окружающую среду (воздух или иные теплоносители, теплопотребители…), чтобы к выходу из конденсатора хладагент был охлажден до необходимой температуры и стал жидкостью.
Если рассматривать конденсатор холодильника, то наиболее распространёнными в существующем многообразии холодильной и кондиционерной техники являются так называемые «воздушные холодильные конденсаторы». В них избыточное тепло из хладагента отбирается при помощи потока воздуха, обтекающего теплообменные поверхности конденсатора.
В настоящее время основным «преимуществом», которым обладает воздушный конденсатор хладагента заключается в том, что использование воздуха для их охлаждения обходится пока гораздо дешевле, чем любых иных «вторичных теплоносителей».
Воздушный конденсатор для компрессора тем эффективнее выполняет свои функции, чем больше площадь поверхности теплообмена конденсатора, с которой можно «снять» тепло потоком воздуха, или чем выше скорость этого самого воздушного потока вдоль данной обдуваемой поверхности.
Именно с этими факторами и возникают основные неисправности конденсаторов хладагента, причиной которых является потеря эффективности теплообмена, и не всегда виной при этом качество конденсаторов.
Во-первых: дело в том, что конденсаторы хладагента не находятся в «стерильной среде» и поток воздуха всегда содержит пылевые и прочие включения, имеющие свойство оседать на теплообменной поверхности.
Это со временем ухудшает процесс теплообмена и конденсатор частично либо полностью прекращает выполнять свои функции, а нарушение процесса конденсации хладагента – прямой путь к тому, что холодильная установка или кондиционерная прекращают работать, возникают неисправности прочих узлов и деталей холодильного контура.
Из «чисто экономических» и технологических соображений, для удешевления производства, уменьшения габаритов конденсаторов хладагента, при сохранении относительной прочности готового узла, конструктивно конденсаторы имеют ячеистую структуру, а наличие «ячеек» на пути прохождения воздушного потока лишь усугубляет условия для накопления грязевых отложениях на теплоотводящих поверхностях, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Во-вторых: для увеличения скорости потока охлаждающего воздуха через конденсатор хладагента используется вентилятор конденсатора, и неисправность этих вентиляторов становится неисправностью испарителя, который не в состоянии обеспечить требуемую теплоотдачу хладагенту без принудительного обдува.
Вентиляторы конденсаторов, кроме явной неисправности, когда просто отсутствует вращение лопастей, создающих поток воздуха, могут просто частично утратить свою производительность из-за утраты смазки в подшипниках, дефектов в многополюсных обмотках электродвигателях вентиляторов (межвитковый пробой) и даже от изменения «угла атаки» лопастей вентиляторов или их частичного разрушения.
В-третьих: в связи с тем, что хладагент находится внутри конденсаторов хладагента при повышенных температурах и под давлением, значительно превышающим давление воздуха окружающей среды, то существует вероятность возникновения утечки хладагента через теплообменные поверхности или трубопроводы, соединяющие конденсатор с остальными элементами и узлами холодильного контура.
Утечка хладагента вызывает снижение давления, а значит и ухудшает условия для возникновения конденсации хладагента в жидкость.
К сожалению, приходится констатировать, что данный вид неисправности набирает «всё большую популярность», в связи с тем, что «современные и разрешённые» хладагенты требуют для своей работы более высоких давлений, по сравнению с хладагентами предыдущих поколений, ограниченными к применению в настоящее время или запрещёнными по «экологическим соображениям».
В-четвёртых: «залив» нижних калачей конденсатора накопившимся маслом, которое перемещается в холодильном контуре совместно с хладагентом. Эта неисправность приводит к нарушению условий конденсации хладагента и служит дополнительным препятствием на пути хладагента, что, как ни парадоксально, приводит к тому, что масло, заливаемое в компрессоры, все больше накапливается в возникшем «узком месте» холодильного контура и существенно уменьшает холодопроизводительность холодильной установки, вплоть до возникновения аварийных ситуаций.
Причиной для накопления масла в калачах испарителя может служить деформация (изменение наклонов) трубопроводов, отсутствие или некорректная установка маслоподъёмных петель при расположении конденсатора ниже, чем расположен холодильный агрегат по уровню.
В-пятых: наиболее редко встречающаяся неисправность конденсаторов – грязевые отложения на внутренних поверхностях теплообменника конденсатора. Такие отложения создают внутреннюю «термозащитную» плёнку, которая препятствует нормальному теплообмену между хладагентом и внешней средой.
«Грязевая плёнка» возникает, когда холодильная установка или кондиционерная долго работают – наличие внутри холодильного контура трущихся (перемещающихся) во время работы относительно друг друга узлов и механизмов, которые содержит холодильный компрессор, приводит к их износу, появлению металлической пыли. Эти микрочастицы не могут быть полностью собраны установленными в холодильном контуре фильтрами только из-за того, что сами фильтры имеют конечные возможности по сбору загрязнений хладагента.
Следует отметить, что до такого типа неисправности конденсатора хладагента современное холодильное и кондиционерное оборудование просто недорабатывает из-за очень ограниченного временного ресурса работоспособности, закладываемого производителями при изготовлении агрегатных узлов и механизмов.
Обращайтесь в нашу компанию, мы Вам поможем:
- подобрать аналог конденсатора
- узнать, какой конденсатор нужен для конкретной холодильной установки
- заказать конденсатор
- купить конденсаторы для компрессора
- произвести монтаж конденсаторов
тел.: (017) 322-00-00