Последнее время участились выходы из строя компрессоров по причине возникновения гидроударов, причём не только в холодное (зимнее) время года.
Современные «алгоритмы» построения холодильных машин ратуют за использование максимально возможного количества устройств автоматического слежения и регулирования на пути следования хладагента по холодильному контуру. Это, на первый взгляд, благое дело = «всё под контролем!», но… автономные «контроли» за каждой составной частью холодильной машины требуют общего, централизованного, узла «принятия решений» — центрального контроллера, для которого необходимо, чтобы «нижестоящие» датчики и исполнительные механизмы изъяснялись на доступном и понятном ему «языке». В случае малейшего взаимного «непонимания контролирующих особ» вместо «единой команды» по обеспечению холодом получится как в басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: неоднозначность компьютеризированной трактовки каких-то косвенных показателей может нанести существенный вред не только хранимой продукции, но и самому холодильному оборудованию.
Причиной возникновения гидроудара является попадание большого количества жидкой фракции фреоно-масляной смеси в цилиндр работающего компрессора: жидкость = малосжимаемая субстанция, это приводит к недопустимым нагрузкам на клапанную доску и клапанные пластины, внутреннюю поверхность цилиндра, головку поршня и, как следствие, на кривошипно-шатунный механизм.
При несоразмерности объёма отделителя масла с требуемым объёмом масла в картере компрессора происходит резкое повышение уровня масла (в момент возврата), масло из маслоотделителя начинает «впитывать» в себя хладагент, как бы вскипает, масляно-фреоновая эмульсия поступает в цилиндр компрессора…
При проектировании и создании холодильных машин ни в коем случае нельзя применять маслоотделители «типа КБС» (Какой Был на Складе), следует строго соблюдать пропорции между нормированным количеством масла в картере компрессора и единовременной «дозой» возвращаемого масла из маслоотделителя.
При несвоевременном проведении оттайки испарителя (воздухоохладителя) вероятность попадания жидкого хладагента резко возрастает: обледеневший испаритель не позволяет хладагенту отбирать тепло от охлаждаемого объёма, хладагент теряет интенсивность кипения и в практически жидком виде поступает на всасывание компрессора…
В те времена, когда испарители были пассивными, и главным «показателем» их нормальной работы была «добротная снежно-ледяная шуба» на оребрении, главным «стражем» на пути попадания жидкой фракции хладагента на всасывание компрессора являлся отделитель жидкости: ёмкость, подобная ресиверу, устанавливающаяся на всасывающем трубопроводе непосредственно перед компрессором. «Подобие» было только внешним, в отделителе жидкости отбор хладагента на всасывание происходил из верхней точки, где гарантированно не могло находиться жидкой фракции…
Может быть пора вернуться к «давно забытому старому», и в дополнение к «компьютерным наворотам» управления холодильной машиной употреблять столь действенный и не требующий особых капитальных вложений способ «обеспечения безопасности» работы хладоновых компрессоров?
главный инженер Новиков В.В., академический советник Международной Академии Холода