Эти три «хладагента» могут успешно использоваться для обогрева и охлаждения зданий.
Воздух, вода и аммиак успешно и эффективно используются в качестве хладагента в чиллерах, тепловых насосах и технологиях воздушного цикла для обеспечения отопления и охлаждения в зданиях.
Технологии использования безопасных хладагентов, как альтернативы «традиционным», обладающим высоким ПГП, и которые подлежат постепенному сокращению в соответствии с регулированием F-Gas в ЕС, обсуждались на конференции “Atmosphere Europe 2017” в Берлине, Германия, в сентябре 2017г.
Аммиак греет и охлаждает
В 2017 году Совет Ислингтона в Лондоне, Великобритания, установил двухступенчатый тепловой насос GEA мощностью 1000 кВт в лондонском метро. По словам Kenneth Hoffmann, менеджера по продукции (тепловых насосов) в GEA, тепловой насос превращает отработанное тепло от вентиляционной шахты London Underground (лондонской «подземки») в пригодную для использования тепловую энергию для многоэтажного жилого дома в близлежащем районе.
Использование двухступенчатых поршневых компрессоров, по мнению Kenneth Hoffmann, позволило достичь нагревание COP выше 3,5, что позволяет экономить деньги Совета на обогреве здания. Поскольку проект находится рядом с жилым зданием, установка включает в себя аммиачный абсорбер, который фильтрует воздух из аварийного вытяжного вентилятора, для гарантийного обеспечения отсутствия аммиака в «отработанном» воздухе. Это требование было неотъемлемой частью проекта установки, поскольку в этом районе планируется строительство ещё более высотных зданий».
«Лондон — не единственный город в Европе с подземными поездами, поэтому я думаю, что вы увидите гораздо больше такого типа применений аммиачных систем в будущем», — сказал он.
Другой страной, где аммиачная система ОВКВ используется в крупномасштабном проекте, является Беларусь. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) возглавляет проект для трехэтажного офисного здания в Минске.
Selimcan Azizoglu, руководитель проекта в ПРООН рассказал об этой системе на базе аммиачного чиллера, которая использует промежуточную охлаждающую жидкость для доставки «холода» к теплообменникам системы кондиционирования воздуха в 45 офисов в здании.
Selimcan Azizoglu пояснил, что данный чиллер работает с малым количеством аммиака в системе (всего 66 кг!!!), обладает холодопроизводительностью 125 кВт и полностью обеспечивает потребности по охлаждению помещений в здании.
Мария Цвирко, технический эксперт белорусского предприятия Mavitech, которое работало над данным проектом с ПРООН и белорусскими подрядчиками, в своём выступлении выразила уверенность и надежду на то, что реализованный проект «реально подтверждает стремления Республики Беларусь своевременно выполнять свои обязательства по Монреальскому протоколу. Этот «наглядный пример» действующего оборудования помогает ускорить внедрение и распространение природных хладагентов».
Воздух, вода — будущее?
Hayato Sakamoto, помощник менеджера отдела разработки и внедрения в японской фирме Kawasaki Heavy Industries, подробно рассказал о том изделии, которое Kawasaki называет «первым в мире коммерческим холодильником с водяным охлаждением», получившим название «MiZTURBO».
Hayato Sakamoto объяснил, как этот продукт может уменьшить косвенные и прямые выбросы вредных для окружающей среды веществ в Европе. Он прогнозирует существенное повышение энергоэффективности «водяных» холодильных систем при использовании их в североевропейском климате, по сравнению с ГФУ-хладагентами, и более умеренным ростом эффективности в южно-европейской климатической зоне.
«Мы планируем примерно через год привести наш продукт для предложения реального использования в Европу», — сказал он.
Украинская компания UPEC Industrial, использующая воздух в качестве хладагента, уже продемонстрировала, как технология воздушного «холодильного» цикла может использоваться во всей Европе.
AirTec Turbo Technology (ATT), как объясняет директор и главный редактор UPEC Vartan Petrosyants, может использоваться как тепловой насос, так и как система кондиционирования для зданий, хранилищ и даже для транспортных средств (например, железнодорожных вагонов).
UPEC разработала и предлагает два типа систем: первый для стационарного применения и второй для мобильных (транспортных) применений.
«Предполагаемое годовое потребление электроэнергии для кондиционирования железнодорожного вагона должно уменьшиться на величину от 20 до 30%, по сравнению с обычными действующими системами климат-контроля на основе HFC-хладагентов», — сказал Петросянц.
Стоимость обслуживания таких систем также существенно снизится, поскольку воздушные фильтры не нужно менять так часто.
В настоящее время действующие системы охлаждения на принципе AirTec Turbo Technology (ATT) работают в детском спортивном комплексе и в помещении мастерской для проверки железнодорожных подшипников в Европе.
по материалам ammonia21.com