Меры безопасности при эксплуатации компрессоров

    Современный холодильный компрессор – это сложное техническое устройство, сочетающее в себе сам механизм, осуществляющий компрессию хладагента, и электродвигатель, приводящий в движение этот механизм.
    Двигатель компрессора, в большинстве случаев, работает от электрического тока, который является источником повышенной опасности. Даже не смотря на то, что сами холодильные двигатели «спрятаны» внутри прочного металлического корпуса, всегда существует опасность поражения электрическим током: так как с внешней стороны корпуса компрессора имеется терминал, через который происходит подключение электродвигателя компрессора к устройствам, которые подают электричество к обмоткам электродвигателя. Обязательно есть кабели или провода, посредством которых осуществляется подача электричества, есть места, если мы рассматриваем холодильное оборудование, где производится коммутация (соединение, разветвление, переключение и т.п.) различных устройств, которые объединяет холодильная цепь, требующих для своей работы электрического тока.
    В связи с этим необходимо постоянно помнить, что когда подразумевается компрессорная холодильная установка, компрессорный агрегат, холодильная сплит система, холодильные камеры хранения, холодильные конденсаторы, испарители холодильных машин, к работе с любой холодильной техникой нельзя допускать неопытных и не обученных работников.

на сайт
    Любые действия эксплуатирующего и обслуживающего персонала с компрессорами необходимо выполнять строго в соответствии с нормативами Правил по электробезопасности.
    Кроме электричества холодильные агрегаты «несут опасность» для работников и в иных ипостасях. Одной из них является тепло. Эксплуатация любых механизмов осуществляется с выделением тепловой энергии, кроме этого, когда происходит работа компрессора холодильника, сжатие хладагента, происходит разогрев и самого «рабочего тела», т.е. хладагента.
    Когда осуществляется нормальная эксплуатация компрессоров, температура корпуса компрессора, особенно в области нагнетающего терминала и клапанных механизмов, достигает значений 100…120⁰С. Такие температуры, при случайном или неосторожном соприкосновении, могут вызвать на кожных покровах человека ожоги различной степени.
    Район корпуса компрессора, где размещается всасывающий терминал и подводятся всасывающие трубопроводы, опасен по противоположному – здесь, особенно если задействованы низкотемпературные холодильные установки, температуры могут быть ниже 0⁰С. Металлические поверхности с отрицательным уровнем температуры, благодаря высокой теплоёмкости металлов, опасны вдвойне: кроме обморожения возможен ещё эффект «прилипания» кожного покрова и, естественно, его повреждение при попытке «оторвать примёрзшее».
    Нельзя так же забывать о том, что внутри корпуса компрессора, да и всего холодильного контура, хладагент находится под давлением, которое превышает атмосферное.
   Любые внешние механические воздействия, обладающие риском повреждения корпуса компрессора или подходящих к нему трубопроводов, нарушающие герметичность холодильного контура, неизбежно приведут не только к созданию аварийной ситуации с оборудованием непосредственно (безопасная эксплуатация холодильных установок будет нарушена), но и к травматизму персонала, производящего такие недопустимые воздействия.
    Ещё одни видом опасности работ с холодильными компрессорами является то, что хладагент – это газообразная в нормальных условиях субстанция. Работы, выполняемые при техническом обслуживании, особенно в ограниченных по объёму помещениях или агрегатных отсеках, необходимо организовывать с достаточной вентиляцией этого объёма, так как если холодильный контур «даст» утечку, хладагент изменит химический состав воздуха. При отсутствии необходимой вентиляции (притоке свежего воздуха) возможно возникновение удушья у персонала, производящего работы по эвакуации хладагента из холодильного контура или при заправке холодильной системы с использованием некачественного или неисправного заправочного оборудования.
    Появление и широкое распространение хладагентов на базе природных углеводородов добавило очередную опасность при работе с такими хладагентами – это пожароопасность.
    Все природные углеводороды являются горючими веществами, и при смешении с атмосферным воздухом в определённых пропорциях скорость горения таких хладагентов может приблизиться к взрывной.
     Не поручайте работы по техническому обслуживанию и, непосредственно с холодильными компрессорами, случайным людям.
   Обращайтесь к профильным обслуживающим организациям, производящим ремонт холодильного оборудования, ремонт холодильных установок, и зарекомендовавшим свой профессионализм долголетней практикой работы с холодильной техникой и не экономящим на постоянном обучении и повышении квалификации своих сотрудников.

главный инженер Новиков В.В.,
академический советник Международной Академии Холода