Запрет ввоза в Беларусь озоноразрушающих веществ с 2020 года

    Об этом неоднократно говорилось, писалось, предупреждалось… И вот до часа «икс» осталось чуть более четырех месяцев, то, что еще недавно было «далёким будущим», уже стоит на нашем пороге.

    Незнание закона, а в данном случае, легкомысленная забывчивость не освобождает от исполнения подписанной Беларусью Венской конвенции и Монреальского протокола. Ратифицировали — значит, приняли на себя обязательства по сокращению и прекращению использования озоноразрушающих веществ.

    Часть холодильного оборудования и кондиционерной техники за время действия ограничений по применению ГХФУ, использующего в своей работе хладагент R22 и другие хлор-содержащие хладагенты, вышла из строя естественным путём из-за поломок, утечек и прочих технологических бед. Но до сих пор имеется ещё много действующего, исправного и совершенно работоспособного, но якобы «устаревшего» холодильного оборудования, над которым уже навис «дамоклов меч» сурового хладагентного голода.

    Пока ещё предлагаемые к эксплуатации в холодильной отрасли озонобезопасные хладагенты, ГФУ, которые в обозримом будущем «наступят» на те же самые грабли, что и R22, хладагенты с низким потенциалом глобального потепления (ПГП), природные хладагенты (натуральные) имеют совершенно отличающиеся от «классических» газов термодинамические характеристики и диапазоны использования.

    Перевод холодильного и климатического оборудования на «новые рельсы», легкой заменой уже нелегальных хладагентов на новые и разрешённые, неосуществим в рабочем оборудовании холодильников и кондиционеров без серьёзного вмешательства. Оно обычно связано с обновлением терморегулирующих устройств (ТРВ), изменением (увеличения!) производительности конденсаторов, обязательной промывкой холодильного контура и т.д. и т.п., а также необходима замена компрессора и трубопроводов.

    Если действовать продуманно и правильно, то любое техническое перевооружение не может быть моментальным или краткосрочным. Оно обязательно потребует планомерный подход с необходимым этапом проектирования и адаптации технической и иной документации к обновленным законодательным требованиям и нормативам.

    Положение с запрещением ввоза фреона R22 на территорию Республики Беларусь осложняется тем, что у наших соседей по таможенному союзу такие ограничения вступают в законную силу гораздо позже, в 2030 году, и, благодаря существующему там открытому предложению на рынке хладагента R22, имеется высокая вероятность «почти легального» ввоза его на территорию нашей страны.

    Возможность добыть и просто ввезти в страну хладагент R22 не освобождает от ответственности перед государственными органами за нарушение природоохранного законодательства. Поэтому все, кто захочет воспользоваться имеющимися лазейками и несоответствиями ограничений в применениях хладагентов государств таможенного союза, должны чётко понимать, что действовать они будут на свой страх и риск.

главный инженер Новиков В.В.,
академический советник Международной Академии Холода