«И это всё о нём», о регулярном обслуживании холодильного оборудования.

    Приходится вновь и вновь возвращаться к казалось бы давным-давно известным и избитым истинам: о необходимости элементарного, как говорили раньше, хозяйственного, отношения к тому, что имеешь и используешь. Это, вопреки накопленному человечеством опыту, невзирая на ускоряющиеся темпы развития и обновления техники и технологий, становится всё более и более актуальным.

    Двойственность и противоречия в отношениях с современной холодильной техникой возникают от того, что когда холодильная машина оснащается программируемым цифровым контроллером для управления режимами работы преподносится как: «Вы покупаете полный автомат! Оно само работает! Только включите в розетку!». Эти лозунги правдивы, но лишь отчасти.

    Программируемые устройства и те элементы автоматики и управления, которые служат «источниками информации» для программных калькуляторов, простите контроллеров, и «исполнителями воли» их программных решений – это всего лишь помощники, чтобы работа холодильной установки, холодильной машины, морозильного и кондиционерного оборудования проходила без накладок. Не следует забывать, что сами по себе программные контроллеры – это тоже всего-навсего технические устройства, которые требуют своего собственного регулярного сервиса и технического обслуживания… В этом и заключается главный парадокс последствий тотальной компьютеризации и автоматизации: они создаются для «минимизации и облегчения труда человека» и, в то же самое время, они создают новую сферу постоянного «внимания и забот», находящуюся за пределами обычных возможностей рядового пользователя такой «навороченной» техникой и доступную для «взаимопонимания» лишь профессионалам в этом деле.

    Любая автоматическая система управления имеет в своей основе систему слежения, то есть цифровой контроллер получает от датчиков, установленных в различных точках холодильного контура, текущую информацию о том или ином параметре внутри или снаружи холодильной машины. На основании полученных данных контроллер «приказывает» исполнительным устройствам или механизмам подкорректировать «своё поведение», для восстановления «статус-кво», в котором задействованы холодильные компрессоры, конденсаторы хладагента, испарители, по поводу разности давлений, температур переохлаждения и перегрева, и времени, за которое определённое количество хладагента пройдет по холодильному контуру и его ответвлениям.

    Как и в любой иной «системе слежения» программное обеспечение требует индивидуальной настройки к работающей холодильной или кондиционерной системе, а для произведения практически «ювелирной настройки» от заказчика или пользователя холодопроизводящими установками требуется чёткая, инженерно-сформулированная задача, со множеством исходных и вводных условий.

    Кроме вышеперечисленных условий нормальной работы холодильного оборудования необходимо помнить, что даже самая многовекторная программа рассчитывается для решения холодильных проблем при условии работы в «пространстве», ограниченном условиями поставленной изначально задачи, а за пределами этого условного «коридора разумных и правильных решений», перестаёт выполнять свои прямые функции.

    При возникновении аварийных, или нештатных ситуаций программное обеспечение способно дать команду на выключение холодильной машины и послать «сигнал тревоги» владельцу холодильного оборудования или обслуживающему персоналу, но никакое программное обеспечение не способно произвести ремонтные или наладочные работы самостоятельно.

    Таким образом, получается, что системы компьютеризированного контроля и управления кондиционерными и холодильными установками, созданные «для облегчения человеческого труда» и «самоуправляемой самостоятельной работы», требуют своего собственного регулярного технического обслуживания. Причём специалисты, способные справиться с такой деятельностью, должны обладать соответствующей подготовкой и уровнем профессионализма, как в холодильном деле, так и в компьютерной технике.

    Ещё немного не о технической стороне необходимости регулярного обслуживания торгового холодильного оборудования: в обязанности обслуживающего персонала входит контроль за физическим и санитарным состоянием обслуживаемого холодильного и кондиционерного оборудования.

    При обнаружении признаков сверхнормативного физического износа корпусных деталей (поломки, коррозия, разрушение теплоизоляции и тому подобное) обслуживающая организация обязана уведомить пользователя или владельца приходящего в негодность холодильного оборудования о недопустимости дальнейшей эксплуатации холодильной установки без срочного восстановительного ремонта комплектующих деталей и узлов.

    Возможны ситуации, когда требуется даже полная замена оборудования на новое, или заведомо исправленное, обладающее необходимыми техническими и физическими свойствами, с учётом специфики продукции, хранимой или экспонируемой в данном холодильном оборудовании.

    «Капитализация» такой сферы деятельности, как торговля продуктами питания, должна была, по нормальной логике, способствовать появлению конкретного хозяина у холодильного и морозильного оборудования в том числе, но бесхозяйственное отношение к эксплуатируемой технике продолжает процветать.

главный инженер Новиков В.В.,
академический советник Международной Академии Холода