Холодильный компрессор любого типа имеет в своём механизме узлы и детали, которые в тот момент, когда осуществляется работа компрессора, испытывают нагрузки от трения этих элементов друг о друга.
Трение – это дополнительное препятствие, снижающее эффективность перемещения деталей и узлов компрессора при выполнении полезной работы по сжатию хладагентов, сопровождающееся к тому же местным разогревом в местах соприкосновения этих движущихся деталей и узлов.
Для снижения или минимизации этого отрицательного влияния неблагоприятных факторов, чтобы осуществлялась работа холодильных компрессоров, используется масло для компрессора.
В связи с тем, что в современных холодильных компрессорах все движущиеся узлы и механизмы находятся внутри самого компрессора и работают в среде хладагента, к хладоновому компрессорному маслу, кроме необходимости иметь хорошую адгезию со смазываемыми поверхностями, предъявляется целый ряд специфических требований, отличных от требований к обычным смазочным материалам.
Во-первых: когда масло для поршневых компрессоров соприкасается с хладагентом, не должно происходить никаких химических реакций, способных изменить термодинамические свойства хладагента или смазывающие свойства масла – т.е. масло и хладагент должны быть химически нейтральны друг другу, образуя одновременно общий холодильный контур.
Во-вторых: фреоновое масло вынужденно перемещается по холодильному контуру совместно с хладагентом – это означает, что обе эти субстанции должны быть взаиморастворимы одна в другой, без образования каких-либо затвердений или загустений, чтобы избежать несанкционированного отложения масляных «накоплений» на всем протяжении холодильного контура.
В-третьих: масло, заливаемое в компрессоры, не должно терять своих смазывающих свойств при резкой перемене давления в холодильном контуре от перехода через дросселирующее устройство со стороны высокого давления в теплообменник холодильный (холодильный испаритель) на сторону низкого давления.
В-четвертых: хладоновому маслу приходится «работать» в очень широком диапазоне температур: от «глубоких» отрицательных температур в испарителях хладагента до практически «температуры вспышки» на выходе нагнетающих механизмов холодильного компрессора.
В-пятых: как это ни банально, но при использовании хладонового масла рекомендуется придерживаться требований, которые производители компрессоров обязательно указываю в каталогах и непосредственно на этикетках компрессоров: тип масла, необходимого компрессору для заданного температурного режима, чтобы работа холодильной машины осуществлялась бесперебойно.
Количество масла в холодильном контуре так же регламентируется для любой холодильной машины: оно должно обеспечивать требуемый уровень в картере холодильного компрессора во время его работы.
Недостаток масла в картере компрессора приводит к «масляному голоданию» трущихся поверхностей механизмов компрессора, что однозначно приводит к их перегреву, вплоть до появления задиров на металлических поверхностях и последующего заклинивания либо физического разрушения узлов и деталей.
Избыток масла в картере компрессора не менее вреден, чем его недостаток – избыточное масло «переобогащает» масляно-хладоновую взвесь, поступающую в механизмы сжатия. Накопление масла в жидком виде в механизмах сжатия холодильных компрессоров приводит к такому физическому явлению, как гидроудар – непреодолимое препятствие системам сжатия и сверх-нагрузки на клапанные узлы – однозначный выход компрессора из строя.
Для того чтобы компрессорное масло для поршневых компрессоров, циркулирующее в холодильном контуре вместе с хладагентом, однозначно возвращалось в картер холодильного компрессора при разработке, создании и работе холодильных машин требуется учитывать «геометрическое» строение холодильного контура. Холодильный контур не должен содержать емких «масляных ловушек» на всем своем протяжении, способных существенно «урезать порцию» возвратного масла, когда происходит работа холодильной установки. Невозврат или не полный возврат хладонового масла в картер компрессора — обеспечение «масляного голода» трущимся поверхностям механизмов компрессора.
В пространственно распределенных холодильных контурах, когда один холодильный агрегат, одна компрессорная станция или герметичный компрессор обеспечивают холодом множество потребителей, настоятельно рекомендуется использовать системы принудительного возврата хладонового масла в картеры компрессоров (маслоотделители), оборудованные системами слежения и дозировки, чтобы была возможность определить уровень масла в компрессоре.
Системы маслоотделения, несмотря на свою несомненную пользу, не могут служить полноценной панацеей от «масляных болезней» холодильных машин и установок, потому что в холодильный контур даже при их использовании «уходит» до 10…15% хладонового масла, и этот фактор необходимо учитывать.