Если мы рассматриваем холодильное оборудование, то решение задачи «подбор компрессора» полностью зависит от предварительных условий, в которых должна указываться цель (для чего) производимого подбора.
Изначальной целью подбора компрессора обычно служит создание нового холодильного или кондиционерного оборудования.
Любое холодильное оборудование создается под вполне определенные «температурно-продукционные задачи», из которых возникает холодопроизводительность холодильной машины и, соответственно, холодильных компрессоров, требуемая этому оборудованию.
Задача разработчика состоит в том, чтобы из обширнейшей номенклатуры производимых и предлагаемых на рынке компрессоров выбрать компрессор, наиболее подходящий по своим техническим характеристикам для данного оборудования. В процессе выбора принимаются во внимание и какой хладагент используется, и требуемый температурный диапазон, и тип компрессии, и холодопроизводительность компрессора, и энергопотребление, и габариты, и, конечно же, стоимость компрессора хладагента (компрессор фреоновый).
Вполне естественно, что идеального совпадения холодопроизводительности серийно-выпускаемого компрессора в требуемом температурном диапазоне с расчётными величинами «холодопотребления» холодильного оборудования быть не может, поэтому выбирается «соседний» (ближайший) из типового номенклатурного ряда холодильный компрессор.
Следует особо отметить, что при серийном (массовом) производстве холодильного и кондиционерного оборудования выбор нужного компрессора осуществляется в сторону меньшей холодопроизводительности и, естественно, более низкой себестоимости только из маркетинговых соображений.
Когда создается холодильная установка по «индивидуальному проекту» превалирует выбор в сторону того, производительность компрессора которой чуть-чуть выше, с некоторым избыточным запасом «прочности», позволяющем в дальнейшем более гибко использовать данную холодильную машину в том случае, когда меняются технологические требования и эксплуатация холодильного оборудования.
Попытки создать универсальную холодильную установку, способную работать в среднетемпературном и в низкотемпературном диапазоне, как правило, приводят лишь к неоправданному удорожанию самого оборудования, холодильной машины, обслуживающей её автоматики и росту её эксплуатационно-сервисных расходов.
Существует ещё одна причина необходимости подбора холодильного компрессора: в действующем холодильном или кондиционерном оборудовании компрессор вышел из строя и, по каким-либо причинам, нет возможности приобрести именно такой холодильный компрессор – приходится выбирать что-либо аналогичное или близкое по техническим параметрам, возможно даже совершенно иного производителя.
При возникновении такой «выборной» ситуации, когда речь идет о серийном холодильном или кондиционерном оборудовании, логичнее всего выбирать, когда проводится ремонт холодильного оборудования (замена компрессора), который будет обладать точно такой же или меньшей холодопроизводительностью.
Когда выбирается новый компрессор на замену вышедшему из строя с большей холодопроизводительностью, то работа холодильной машины после такой замены и проведения ремонта, может проходить с нарушениями установленного порядка и без обеспечения требуемых температурных показателей. Более «мощный» поршневой компрессор может превысить допустимую тепловую нагрузку, которую может выдержать конденсатор холодильной установки, что вызовет нарушение условий конденсации и, как следствие, перегрев и недопустимые нагрузки на внутренние механизмы и электродвигатель самого компрессора, а значит и резкое сокращение ресурса работоспособности.
В последнее время подбор и расчет компрессора пополнился ещё одним направлением: перевод холодильного оборудования на использование озонобезопасных хладагентов, хладагентов с низким потенциалом парникового эффекта и, так называемых, природных хладагентов: гидро-фтор-олефиновые смеси, пропан, аммиак и СО2.
Широко продвигаемые на рынок новые разрешенные и рекомендуемые хладагенты, как правило, отличаются от традиционных халадагентов своими термодинамическими характеристиками, работают при совершенно иных уровнях давлений кипения и конденсации в холодильных машинах. Перевод холодильной техники на «экологически-чистые рельсы» невозможно осуществить просто заменив хладагент в оборудовании, не поможет и установка компрессора, предназначенного для работы с новым хладагентом. Такая «модернизация» требует существенного вмешательства практически во все элементы, составные устройства и узлы холодильных машин, включая полную замену на специально-разработанные и предназначенные именно для работы с новыми хладагентами.
главный инженер Новиков В.В., академический советник Международной Академии Холода