Ремонт холодильного оборудования, причины выхода из строя

Несвоевременность определения причин аварийной остановки холодильного оборудования и её последствия

    Произошла остановка в работе холодильного оборудования: «замолчал» компрессор.

    От момента остановки холодильников и до появления обслуживающих специалистов  неизбежно проходит какое-то время, и совершенно не зря говорится во всех инструкциях и паспортах на холодильную технику: «При сбоях в работе, или при предполагаемом выходе из строя, холодильное оборудование следует немедленно обесточить (отключить)!»

IMG_2281

    В противном случае, возможно из-за легко устранимых препятствий для нормальной работы холодильного оборудования, возникают серьёзные последствия, вплоть до выхода из строя «сердца» любой холодильной системы – компрессора.

   Холодильный контур – система, находящаяся под избыточным давлением, и вполне очевидно стремление создателей холодильных машин предусмотреть всевозможные устройства «самозащиты» таких систем на различных участках от неблагоприятных воздействий.

    Срабатывание какого-либо устройства защиты = «набат» для эксплуатирующих и для обслуживающих организаций.

    Пример: трёхфазный герметичный компрессор оборудован внутренним защитным тепловым реле, пропала одна из питающих фаз, на оставшихся под напряжением 2-х обмотках повышается напряжение, повышается потребляемый ток, разогреваются обмотки электродвигателя = срабатывание термореле защиты… моментальная диагностика = не прозваниваются обмотки электродвигателя компрессора – «компрессор подлежит замене!»

    Версия А: Прошло время, если холодильную установку отключили, то би-металлическая пластинка в термореле остыла и, вернула контакты термореле в исходное, замкнутое состояние, компрессор «самовосстановился» и готов к дальнейшей работе.

    Если квалификация обслуживающих специалистов обязывает перед демонтажом якобы неисправного компрессора произвести перепроверку и повторную диагностику, то владельцу оборудования повезло: работоспособность холодильной техники восстанавливается приведением питающего напряжения в порядок, или элементарной зачисткой контактов пускового устройства, но более правильным решением является однозначная замена контактора на новый.

   Версия Б: Оборудование осталось включённым, по мере остывания обмоток термореле будет возвращаться в замкнутое состояние, причина неустранена, опять разогрев, опять отключение можно продолжать очень долго: возникает так называемый «эффект качелей» или «зацикливание»… в конце концов контакты термореле приходят в негодность и компрессор превращается в «недвижимость» окончательно.

zapchasti v razreze

    Причины довольно скорого выхода контактов термореле защиты из строя – это повышение переходного сопротивления контакта от попыток включения в недопустимых условиях: повышенное напряжение (при отсутствии напряжения на одной из фаз на оставшиеся две поступает почти удвоенное напряжение), повышенный ток (даже после переходного тока подключения остаётся повышенный ток потребляемый обмотками).

    Это происходит в связи с тем, что якорь электродвигателя компрессора не в состоянии раскрутиться самостоятельно = нет вращения якоря, нет явного уменьшения тока через обмотки = время разогрева обмоток укорачивается в разы, по сравнению с  нормальным запуском двигателя: контактам термореле защиты приходится «работать» за пределами нормальных условий.

    Примечание: требовать повышенного ресурса от контактов термореле защиты не имеет никакого смысла, ведь основной функцией этого реле является  «защита», а не «включение/выключение».

    Аварийное состояние системы не должно быть константой, то есть «постоянным», и причины такого состояния подлежат скорейшему устранению.

    По итогам произошедшего напрашивается только один вывод: термореле выполнило свою прямую функцию – защитило «внутренности» компрессора от необратимых разрушений ценой «собственной гибели». Но в случае если система оборудована герметичным компрессором, замена компрессора становится неизбежной. К встроенному термореле доступ для замены становится возможен лишь только после «вскрытия» герметичного корпуса компрессора.

главный инженер Новиков В.В.,
академический советник Международной Академии Холода