«Холод» в сети. Взгляд поставщика оборудования. Часть 1

    При приобретении любого холодильного оборудования каждый покупатель получает технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и как минимум устный инструктаж от продавца. Но умные книжки кладутся в стол бухгалтерии, услышанные умные слова забываются… И начинается реальная жизнь оборудования, обычно далекая от той, что предусмотрена изготовителем, стандартами, правилами.

Из тепла да в полымя

     Самое обидное, что возникающие проблемы с оборудованием у пользователей, выдвигаемые ими претензии к продавцам во время гарантийного срока и к обслуживающим организациям в последующий период, повторяются с пугающей одинаковостью и регулярностью из года в год.

В 99 % случаев проблемы возникают из-за нарушений норм и правил эксплуатации оборудования пользователями:

  • перегрузка охлаждаемых объемов хранимой продукцией;
  • отсутствие регулярного технического обслуживания, необходимого даже в гарантийный период;
  • использование некачественных подводящих электросетей;
  • превышение допустимой окружающей температуры;
  • отсутствие необходимой вентиляции в местах расположения холодильных агрегатов с воздушным охлаждением;
  • попытки использовать имеющееся оборудование в режимах, не предусмотренных заводами-изготовителями.

    Продавцы продовольственных товаров с удивлением узнают, что холодильные витрины должны использоваться только лишь для кратковременной экспозиции продукции, требующей пониженной температуры хранения, и никак не могут служить «хранилищем», хотя «Правила торговли продовольственными товарами», созданные еще в советские времена, никто не отменял и не упрощал. По окончании работы магазина продукция из витрин должна убираться в холодильные камеры и шкафы, витрина — выключаться и в ней производиться уборка.

     Включать холодильные витрины следует не менее чем за час до выкладки товаров, для того чтобы в охлаждаемом объеме установился требуемый температурный режим. Товары должны поступать предварительно охлажденные из холодильных камер и шкафов, а не «с колес», как часто бывает, поскольку для перевозки очень редко используется специальный изотермический транспорт, да и поставщики товаров грешат несоблюдением сохранения требуемой температуры поставляемой продукции. Нарушение этих требований приводит к повышению нагрузки на компрессор холодильного агрегата, чрезмерному потреблению электроэнергии, увеличению выделяемого тепла и необходимого времени непрерывной работы компрессора для достижения установленного температурного режима в витрине. «Теплая» продукция заставляет витрину быстрее терять достигнутый холод, уменьшается время отстоя компрессора, ухудшается соотношение цикла «включен/выключен» и далее по кругу. В результате даже самая надежная техника приходит в негодность, часто не выдерживая заявленных производителем гарантийных сроков, не говоря о расчетном времени службы не менее 5–7 лет (среднеевропейский срок обновления холодильного оборудования).

Лучше перегрузить, чем недогрузить

     Выкладка продукции в витринах — это отдельная песня: со времен тотального дефицита продуктов неистребимо желание торгующих выставить напоказ изобилие предлагаемого товара. В витринах высятся вплоть до светильников «эвересты» колбасы, сосисок и сыров; «берлинскими стенами» упаковок тетрапак выстроена молочная продукция — всего много, красиво, но… Здесь же телефонный звонок на службу сервиса: «В витрине нет холода, портится продукция, спасайте!!!». А дело в том, что при такой выкладке холода быть не может в принципе:

во-первых: физику не победить — холодный воздух тяжелее теплого, холод вверх сам не идет;

во-вторых: при сплошном завале на экспозиционных поддонах холоду от испарителя витрины идти некуда, нарушается аэродинамика работы витрины;

в-третьих: компрессор работает без отключения, так как по датчику в охлаждаемом объеме «тепло»;

в-четвертых: из-за отсутствия теплообмена в испарителе хладагент не испаряется полностью, охлаждает сам себя, конденсируется и поступает в компрессор в виде жидкости;

в-пятых: попытка компрессора прокачать через себя уже жидкий хладагент приводит однозначно к его гибели — нельзя сжать несжимаемое: разрушаются клапаны или даже полностью шатунно-поршневая группа (ШПГ);

в-шестых: если случай не сильно запущенный, то от повышенной нагрузки на ШПГ выходит из строя электродвигатель компрессора, не выдерживает долговременного перегрева обмоток, что приводит либо к пробою изоляции обмотки на корпус компрессора, либо к межвитковому замыканию, что однозначно выводит компрессор из строя.

    Для исключения многих из перечисленных здесь неприятностей достаточно было бы соблюдать уже упоминавшиеся правила торговли:

  • во всех витринах должен быть указан «уровень холода», выше которого нет охлаждения продукции;
  • при выкладке продукции категорически запрещено загромождать испаритель витрины;
  • продукты должны выкладываться с промежутками, чтобы не препятствовать проходу охлажденного воздуха от испарителя между продуктами к воздухозаборнику, который обычно расположен в носовой части витрины;
  • отверстия воздухозаборников должны быть всегда свободны и т. д.

Продолжение 

главный инженер Новиков В.В.,
академический советник Международной Академии Холода